Проект PON-PUSHKA по-серьёзному начался, когда в один вечер в 2017 году я сел после работы за свой рабочий стол с ноутбуком дома. Тогда я почувствовал, что вот-вот родится нечто удивительное. Я начал перебирать в голове названия, которые бы могли подойти к тому бизнесу, который я задумал. Это был бешеный поток различных вариантов. Параллельно я начал вбивать в поисковиках получившиеся названия, анализировать картинки, имеющиеся доменные имена. И вот, бах! Пушка! Пушка, которая стреляет пончиками. «Кто из нее стреляет?» – задал я вопрос у себя в голове. Пони, конечно же. Пони, которая стреляет пончиками из пушки. Я нащупал изумительную комбинацию. Сложив все эти понятия в голове, я сразу же начал набрасывать лого из имеющихся картинок в поисковиках. Так появился первый логотип, который использовался около года. Я подумал – это ведь изумительно гениально! Это то яркое название, которое не оставит никого равнодушным. Особенно из-за того, что оно очень адаптивное. Зритель видит именно так, как хочет видеть, играя со словами, поэтому это название глубоко впечатывается в сознание и в каждую клеточку тела.
В этот же вечер я составил бизнес-план, набросал эскиз, как мог бы выглядеть первый объект, начал искать поставщиков. Закончил я к утру. А вечером того же дня после работы распечатал бизнес-план, который на следующий день презентовал отцу как спасательный круг. И мы приняли решение попробовать, объединив знания, навыки, деньги и время. В родном городе Столбцы под Минском.
Сначала мы решили протестировать идею. Купили б/у оборудование за $1000. Узнали стандартный рецепт, который затем попросили маму доработать и она справилась с этим великолепно.
Мы посменно начали делать первые напудренные пончики в гараже у дома и отвозить их в имеющийся магазин, чтобы протестировать спрос. Только лишь спустя какое-то время я понял, что мы делали всё именно так, как пишут в бизнес-учебниках – мы сделали MVP (минимально жизнеспособный продукт).
Я объездил большое количество пончиковых за это время, с целью полностью овладеть ситуацией по рынку и исследовать его.
После двухмесячного теста нам подвернулось неплохое место в местном торговом центре и мы решили рискнуть. Перед началом работ я, как и лет 5 после, был “многоруким многоногом”: я нарисовал дизайн, помогал на стройке, искал и обучал людей.
Мы делали кафе два месяца, я участвовал в абсолютно каждом процессе и контролировал всё. 70% делал своими руками. Тогда я ещё работал в банке и занимался ремонтом удаленно, а утром и вечером приезжал на объект. Это было очень сложно: утром в маршрутке, днем в офисе банка и снова маршрутка в родной город, чтобы закрыть вопросы.
Большим блоком моей работы стала учётная система, которую я написал самостоятельно на базе облака Google и связанных онлайн таблиц с удобным дашбордом, куда шла вся информация, которую можно было анализировать с помощью фильтров. Я сам удивляюсь, как мне удалось такое сделать, но тогда я был крайне воодушевлен. Для локального персонала было большим удивлением перейти с записей в блокноте на такое чудо. Тем не менее, пройдя через всё сопротивление, мне удалось убедить и показать, что это действительно нужно. Со сбоями, но система работала. Отцу я наконец-то показал, что вот таким бюджетным способом можно считать, анализировать и видеть полную картину по бизнесу. На этой системе мы проработали около года. Но с добавлением нового объекта система стала очень неудобной. Пришлось перейти на стороннее бюджетное решение. Я всегда был сторонником современных технологий и пытался максимально их внедрять в бизнес. Это один из принципов ведения дел. Всё, что я где-либо видел, я пытался доработать и внедрять к нам, безостановочно, всегда находясь в поиске улучшений.
Я сразу понимал, что нужно обязательно быть представленным на всех каналах и во всех возможных ресурсах. Мир с помощью современных технологий должен быстро узнать о проекте и попробовать продукт.
Ранее, в других моих начинаниях, я научился самостоятельно делать сайты в конструкторах. Это умение я использовал для создания первого сайта PON-PUSHKA. Я всегда понимал, что сайт должен быть не просто красивой картинкой, поэтому сделал его сразу многофункциональным. Чуть позже появились и камеры, которые в предыдущем бизнесе отца были роскошью, а не необходимостью. Сразу были размещены отметки на всех онлайн картах.
Практически с самого начала этого удивительного путешествия я придумал блог ШАТТЛ в телеграмме. Блог о том, как создается PON-PUSHKA. Там никогда не было много подписчиков, так как он есть для того, чтобы не забывать каждый пройденный этап. Однако гости, друзья и партнёры начали его замечать с весьма положительными отзывами. Надеюсь скоро я доберусь и до видео формата, чтобы фиксировать пройденные этапы не только текстом и фото.
В течение 4 лет я очень сильно изматывался и выгорал из-за огромного количества работы, отсутствия команды, ресурсов и того, что не получалось идти такими темпами, которые я задумывал. Никто не видел полную картину того, что происходило под капотом, потому что я человек, который борется со своими проблемами в себе. Я не люблю жаловаться или ябедничать, а все свои проблемы решаю внутри себя. И так было всегда.
Я всегда говорил, что каждый может купить оборудование и начать что-то делать, но не каждый сможет построить вокруг этого оборудования настоящий бизнес, историю-легенду, которую начнут копировать. Именно эту фишку я и использовал – транслировал крутую настоящую легенду создания нашего бренда.
С самого начала я ставил высокие стандарты: контрольные листы наблюдения, тех. карты, чек-листы, борьба со скотчем, телефонами и так далее.
Я делал работу, наверное, за 15 человек по 14 часов в сутки и уставал как никто. Я даже сам брендировал стаканчики печатью, которую сделал на заказ, чтобы не заказывать фирменные стаканы и экономить на первых порах, так как понимал, что бренд и имидж имеют большую ценность для компании, которая задумала потягаться с большими сетевиками.
У меня часто было дикое желание сдаться. Я 4 года не видел результата и прибыли, жил на зарплату $200 в месяц. Но я никогда не ставил цель в виде денег. Я всегда хотел сделать крутой узнаваемый бренд и огромную сеть. А еще мне было очень интересно. Так называемый спортивный интерес и польза людям. Но 4 года у меня были сомнения в том, туда ли я иду.
В один момент я погряз в долги, мне даже пришлось продать цепочку, которую когда-то подарила мне бабушка, чтобы рассчитаться по налогам и зарплатам. Общий долг составлял около $20 тыс. Тогда я пошел ва-банк: взял кредит и открыл ещё один объект в надежде отдать предыдущий долг.
Я пытался использовать максимально то, чему я научился на тот момент за свою короткую жизнь.
Когда мы открыли первый собственный объект в Минске, из-за нехватки рабочей силы, я посменно работал с пон-мастером на объекте. Это было вторым испытанием после огромного сопротивления близких. Откровенно себе говорю, что я бы всё отдал, чтобы не возвращаться и не проходить этот сложнейший этап в моей жизни заново, когда я совмещал в себе уже не 15, а 20 человек.
Я до такой степени уставал за день и так накапливал стресс и злость от того, что ничего не получается, что после каждой смены избивал кулаками мешок с мукой, который на протяжении всей карьеры пон-мастера стал моей грушей.
Но, несмотря на всю усталость и нехватку денег, мой самый главный принцип ведения дел – справедливость.
Аппетит у всех людей растёт. А я, как самое главное лицо, принимающее решения, должен грамотно распределять ресурсы. Как и раньше, мне удаётся держать этот баланс.
Я люблю авантюризм и соглашаюсь практически на все виды авантюр и это отлично работает, люблю давать интервью, люблю, когда о нас пишут. Я хочу оставить огромный след, который будет виден из космоса.
Тем не менее, бизнес изрядно изматывает и садит батарейки. Лишь спустя какое-то время я начал ценить решение отца отдать меня в шестилетнем возрасте в секцию по футболу. Сейчас это моё самое главное увлечение и хобби, вокруг которого сейчас создаётся футбольный клуб PON’S. Это единственное, что сегодня меня спасает и разгружает голову на 100%, облегчает принятие решений.